Долетописная история
Поскольку в этом дивном мире живут представители самых разных религиозных конфессий и их течений, то и взгляды на все вещи, сильно отдалённые в прошлое, разнятся. Единственное, что известно доподлинно – около тридцати циклов тому назад в этот мир явился падший ангел Баракиэль и отстроил неприступную крепость, названную Небесным Пределом, после чего исчез. Прошло много циклов, прежде чем сюда вернулись падшие ангелы – на этот раз это был Азазель, предводитель всех войск. Данная история передавалась из поколения в поколение, из уст в уста, и сам Азазель готов подтвердить её правдивость, правда, после этого обычно долго не живут.
Религий в этом мире было достаточно много, монотеистические были очень схожи друг с другом, единственным различием было имя пророка того самого Бога, который правит всеми людьми и стоит выше всякой светской власти. На всё есть воля Его, а как называть его пророка – Клаус, Василий или Арет – личное дело каждого. Все эти веры были очень схожи, но непрестанно враждовали между собой, имея достаточно высокий накал страстей в межконфессиональных отношениях.
Особняком стоит отдельная религия, ранее распространённая в Литочкии, но ныне уже вымершая. Этот мир создала группа богов, чтобы устроить в нём великую Игру, соревнование между богами за должность сильнейшего. Поскольку подобный труд, как создание всего необходимого для Игры, не по силам одному из них, да и вряд ли остальные стали бы доверять ему после этого, весь инструментарий они создали вместе, вложив в каждый частичку своей души, и даже в людей, чем и объясняются общие культурные различия населения различных государств. По древним преданиям, Игра продлится до конца тридцать первого цикла (в более ранних источниках – восемнадцатого, предсказание было переписано по причине обнаружения крепости Азазеля), и тогда будет подведён итог, и эпическая Игра закончится, а из мира уйдут боги, оставив его на волю течения, что приведёт к его гибели.
У всех богов есть свои персонификации – некоторые герои, правители, священники, которые исполняют их и только их волю. Задача же каждого бога – с помощью этих людей добиться каких-то своих целей, например, обрести власть над миром в том или ином её проявлении. Иногда в пантеон вплетают Азазеля, но обычно, если он и присутствует где-либо в источниках по тристрамскому политеизму, как единственный бог, принимающий участие в игре самостоятельно, его цели не указаны или слишком туманно выражены.
В целом, тристрамский политеизм получил огромное распространение в долетописную эпоху, во многих крупных и не очень городах имелись храмы того или иного бога пантеона, но вскоре появился пророк Арет, ознаменовавший своим появлением начало новой эры и нового счёта циклов, начавшегося с первого цикла. Тогда же в некоторых государствах, хотя их довольно сложно назвать государствами, появились первые летописи или, по крайней мере, что-то, отдалённо напоминающее их.